поиск становление казаского советского искусства
![](http://gdb.rferl.org/5D3D25DC-9767-4536-8821-569DD998BFF8_mw800_s.jpg)
Байсеитова, Куляш Жасымовна — Википедия
Байсеитова, Куляш Жасымовна
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Куляш Байсеитова
Основная информация
Куляш (Гульбахрам) Жасыновна Байсеи́това ( Күләш Жасынқызы Байсейітова ( , , , — , , ) — выдающаяся советская оперная (лирико-колоратурное ), драматическая . ( ). .
Куляш Байсеитова (девичья фамилия Беисова) родилась в городе (ныне - ) ). Но по другим данным она родилась в степях в ауле Актогайского района Карагандинской области (ранее - Джезказганская). В Алма-Ату Куляш привезли в возрасте двенадцати лет и какое-то время она жила в интернате .
Природный музыкальный талант Байсеитовой проявился рано. Она заучивала и исполняла песни, жыры и кысса, услышанные от отца - Жасына. В 1925—1928 годах училась в Алматинском педагогическом техникуме, участвовала в музыкальной самодеятельности. В 1930 году она поступила в студию созданного в в и в переведённого в театра, известного сегодня, как . Здесь Байсеитова играет роли Агафьи Тихоновны (Женитьба Н.В.Гоголя), Клавдии (Подводная лодка М. Тригера), Пулиш (Фронт Б.Ж.Майлина), Зауре (Зауре К.Байсеитова и А.Шанина), Еңлік (Еңлік - Кебек М.О.Ауэзова).
В Куляш вошла в состав труппы Музыкального театра (ныне ), где выступала до конца жизни. Музыкальный и сценический талант Байсеитовой ярко проявился в создании образа Айман в музыкальной комедии Ауэзова и И.В.Коцыка Айман - Шолпан. Образ Шуги (Шуга Майлина и Коцыка) свидетельствовал о возросшем мастерстве певицы, партия Жибек (Қыз Жібек Е. Г. Брусиловского) позволила певице подняться к высотам классического оперного искусства. Образы, созданные ею в операх русских и казахских композиторов, составили целую галерею противоположных характеров. Байсеитова исполнила партии Кадиши, Акжунус, Айшы, Сайры, Зере, Раушан в операх Брусиловского Жалбыр, Ер Таргын, Золотое зерно, Гвардия, вперед!, А.А.Зильбера Бекет, И.Н.Надирова Глубокое озеро. Певица искусно передала сложную лицемерную, изменчивую натуру Акжунус, которая прибегала к изощренным способам мщения человеку, вызвавшему её ненависть. Образы Ажар и Сары (Абай А.К.Жубанова и Л.А.Хамиди; Биржан и Сара М.Тулебаева, Госпремия СССР, 1949) являются вершинными в творчестве Байсеитовой. Впервые на казахской оперной сцене Байсеитова исполнила партии из классических опер - Баттерфляй (Чио-Чио-сан Дж.Пуччини), Татьяны (Евгений Онегин П.И.Чайковского), Тамары (Демон АТ.Ру-бинштейна), Маро (Даиси З.П.Палиашвили) и Алтыншаш (Алтыншаш Н.Г.Жиганова).
Другая знаменитая оперная певица так отзывалась о Куляш Байсеитовой:
source
![](http://im6.asset.yvimg.kz/userimages/radik-temirgaliev/K656k6z85iRhwRgvp3565WfTK900B5.jpg)
![](http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000029/pic/000467.jpg)
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница